Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Про походку и осанку

Дата: 8 марта 2017 в 15:55, Обновлено 8 марта 2017 в 21:59
Автор: Орлова Н. В.
Про походку и осанку
Осанка – это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона таза, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата.
Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому кости у детей менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к  20 - 23 годам.
Эластичность детского скелета обуславливает неустойчивую осанку у детей. Она легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела: мебель, не соответствующая росту; неудобная кровать (раскладушка); неправильная посадка и неправильная поза во время сна. Но чаще сего нарушения осанки отмечаются у детей с плохо развитой мускулатурой.
Осанка может быть правильной (хорошая осанка) или неправильной (плохая осанка). При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях.
Осанка формируется еще в дошкольном возрасте, а на 6-м году жизни выявляются первые дефекты в осанке – сутулость, округлая или плоская спина, отстающие лопатки, выпяченный живот, слегка согнутые при стоянии ноги. В дальнейшем нарушения осанки могут привести к искривлению позвоночника, которое уже является патологическим состоянием. Искривления позвоночника бывают 3-х видов: вперед – патологический лордоз, назад – патологический кифоз и боковое – сколиоз.
Так что же нужно делать, чтобы не допускать нарушения осанки?
Для сохранения хорошей осанки особенно важна правильная посадка ребенка за столом (партой) во время занятий в школе и дома. Дети должны знать признаки правильной посадки и уметь ее контролировать. Высота стула должна обеспечивать угол в 90 градусов между бедром и голенью, между голенью и полом. Между туловищем и партой должно быть пространство с кулак. При достаточной высоте парты положение локтей на стол обеспечивает минимальный наклон туловища вперёд. Плечи при работе за столом должны быть на одном уровне, опущены, а обе ноги обязательно на полу. Расстояние от глаз до книги-не менее 35 см.
Прямая посадка не может сохраняться длительное время, поэтому переход от прямой посадки к слегка наклоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе.
При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы грудной и брюшной полости (сердце, легкие, печень, желудок, кишечник и др.) и кровеносные сосуды, благодаря которым внутренние органы хорошо снабжаются кислородом и кровью.
Также важно правильно подобрать школьный рюкзак (ранец), особенно, когда ребенку приходится ежедневно проходить расстояния в     2 - 3 км до школы и обратно с определенным грузом учебников. Во-первых, школьный рюкзак (ранец) должен весить не более 700 г для учащихся 1 - 4 классов и не более 1 кг – для учащихся 5 - 11 классов. При выборе попросите ребенка примерить рюкзак (ранец) и обратите внимание на следующие моменты: ширина ранца должна примерно соответствовать ширине плеч; верхний край и плечи должны быть на одном уровне; нижний край должен располагаться на уровне пояса; рюкзак (ранец) должен плотно прилегать к спине; прилегающая к спине поверхность рюкзака (ранца) должна быть формоустойчивой.
Необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. Мышечно-связочный аппарат укрепляют ежедневной гимнастикой, занятиями спортом и массажем. В комплекс утренней гимнастики хорошо включить упражнения для укрепления мышц стопы и голени, хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп. Можно проводить упражнение у стены, выдерживая по 5 - 10 минут в ровном положении, а затем прохаживаться по комнате, сохраняя положение и телесные ощущения. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, траве.
Немаловажен и полноценный сон, который не только оказывает положительное влияние на нервную систему и состояние здоровья, но и дает отдых мышцам и уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы. Для полноценного сна необходимы правильное положение тела во время сна и возможность его менять. Для этого нужна удобная постель. Кровать или диван должны быть на 15 - 20 см больше длины тела, а постель – жесткая и ровная. Использование раскладушек с провисшим ложем не допустимо! Также вредно спать «калачиком» или с поднятыми на подушке плечами, в слишком мягкой или неровной постели, редко меняя положение тела (нарушается кровообращение).
Неотъемлемой частью осанки является походка. Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека. Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный. Благодаря им стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади - на пяточную кость. Такое расположение костей удерживается связками и мышцами стопы и голени. Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а следовательно, оберегает человека от различных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков, бега.
Нередко наблюдается уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название «плоскостопие». Развитие плоскостопия в детском возрасте зависит, в первую очередь, от неправильно подобранной обуви и часто связано с неправильной походкой. Например, когда ходят широко расставляя ноги и развернув стопы, для сохранения равновесия. Это искусственно увеличивает площадь опоры, но в то же время увеличивает и нагрузку на внутреннюю часть стоп, уплощая их.
При уплощении поперечного свода стопа делается более широкой и плоской, как лапа гуся, при этом пальцы на ногах начинают расходиться веером, а в дальнейшем один палец накладывается на другой. Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли.
Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках. При высоких каблуках происходит смещение центра тяжести тела вперед, ноги сгибаются  в коленных и тазобедренных суставах, что вызывает неправильное положение и развитие тазовых костей и перемещение внутренних органов (особенно малого таза). Другим осложнением хождения на высоких каблуках в детском и подростковом возрасте является плоскостопие. При постоянном ношении обуви на высоких каблуках поперечный свод стопы под тяжестью уплощается, а затем исчезает. При высоте каблука 7 см передний отдел стопы перегружается почти в 3 раза. При высоком каблуке стопа сползает вниз, большой палец упирается в носок обуви  отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина стопы, но у основания пальца начинает выпирать косточка.
Обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2 - 3см, а по длине и ширине каблук должен занимать ¼ часть подметки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены. Нельзя носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков. Например тапочки, которые можно надеть для отдыха на короткое время. Домашние туфли также должны иметь каблук. Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, она не поддерживает еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы. Спортивную обувь необходимо носить только по назначению.
При плохой осанке не бывает правильной походки. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Если хотите выглядеть привлекательно, не забывайте об осанке. Не забывайте и о том, что правильная осанка снимает многие проблемы вашего здоровья.
Заведующий отделением гигиены
детей и подростков ГУ РЦГЭиОЗ                 Малахова Алла Антоновн
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.